О результатах проведенной проверки соответствия муниципального нормативного правового акта федеральному законодательству
Пушкинской городской прокуратурой на постоянной основе осуществляется мониторинг действующих муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия федеральному законодательству.
Установлено, что постановлением администрации городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района № 424 от 19.06.2014 «Об утверждении Положения о порядке демонтажа незаконно установленных нестационарных объектов на территории городского поселения Пушкино Пушкинского муниципального района Московской области, Положения о комиссии по демонтажу незаконно установленных нестационарных объектов на территории городского поселения Пушкино и состава комиссии по демонтажу незаконно установленных нестационарных объектов на территории городского поселения Пушкино» (далее - постановление) определялся комплекс мероприятий, проводимых во внесудебном порядке, связанных с демонтажем незаконно установленных или возведенных на территории города Пушкино нестационарных объектов, в том числе «ракушек», иных нестационарных гаражных конструкций, торговых палаток.
Проведенной проверкой установлено, что решение вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов не относится к компетенции органов местного самоуправления, а также, что указанным постановлением необоснованно ограничивается право собственности и иные имущественные права, нарушается ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает, что права и свободы (в том числе право распоряжаться имуществом) могут быть ограничены только федеральным законом.
Кроме того, оспариваемым постановлением решались вопросы гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации, а также регулировался механизм принудительного демонтажа нестационарных объектов на территории городского поселения Пушкино в административном порядке, что противоречит ст. 11 ГК РФ, предусматривающей судебную защиту гражданских прав.
Вопреки указанным нормам закона, постановлением предусматривалась возможность комиссии по демонтажу незаконно установленных нестационарных объектов во внесудебном порядке определять факт самовольной установки нестационарных объектов, проводить вскрытие, демонтаж, вывоз нестационарного объекта и находящегося в нем имущества на специальную стоянку, что нарушает права и законные интересы лиц, которым принадлежат нестационарные объекты.
В связи с чем, Пушкинский городской прокурор в соответствии с полномочиями, установленными ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» принесен протест и.о. руководителя администрации Пушкинского муниципального района, который по результатам рассмотрения отклонен.
Отстаивая свою позицию, городская прокуратура в порядке ст. 251 ГПК РФ в Пушкинский городской суд Московской области направила заявление о признании данного постановления незаконным и не подлежащим применению.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 22.01.2015, вступившим в законную силу, требования прокурора удовлетворены, обжалуемое постановление признано противоречащим закону и не подлежащим применению.
По заявлениям граждан о совершении в их отношении хищений (часть имущества граждан, находившегося на момент демонтажа в гаражных конструкциях, пропадает, при этом в администрации информация о местонахождении пропавшего имущества отсутствует) органами внутренних дел в настоящее время проводятся процессуальные проверки.
Следует отметить, что органы местного самоуправления не лишены возможности в судебном порядке требовать от собственников сноса самовольно возведенных гаражных конструкций (в случае, когда собственник установлен).
В случае, когда собственник неизвестен (не установлен) необходимо руководствоваться положениями ст. 225 Гражданского кодекса РФ (если бесхозяйной является недвижимая вещь) либо Главы 33 Гражданского процессуального кодекса РФ (если бесхозяйной является движимая вещь).
Вопросы соответствия муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству находятся в городской прокуратуре на контроле.
Помощник прокурора М.И. Чернышев
Комментарии